455045, Россия,
Челябинская область,
г.Магнитогорск,
ул. Б. Ручьева, 8А
+7(3519)30-06-00
Продукция

Перевозки металлов в мае выросли, но перспективы непредсказуемы

Новости

Металлопрокат

Плоский прокат Прокат с покрытием Слябы Сортовой прокат Спецпрофиль горячекатаный Заготовка Фасонный прокат
Вверх на один уровень

По данным ОАО «РЖД», перевозки чёрных металлов в мае увеличились в сравнении с апрелем на 4%. Вместе с тем эти показатели по-прежнему остаются в большом минусе относительно уровня того же периода прошлого года. Куда двинется кривая в ближайшие месяцы – предсказать пока не берётся никто.

Металлургическая отрасль, продукция которой занимает не последнее место в структуре перевозок ОАО «РЖД», пострадала от кризиса в наибольшей степени. Кроме того, снижение объёма выпуска чёрных металлов уводит ещё целый ряд сопутствующих грузов: железной руды, кокса.

Наметившаяся в мае стабилизация объёмов перевозок продукции чёрной металлургии, с одной стороны, вселяет в участников рынка некоторые надежды. Однако надежды эти могут оказаться иллюзорными: позитивное влияние на поставки металлургической продукции оказывают слишком сомнительные факторы.

Нужный прокат

Относительное благополучие на рынке перевозок чёрных металлов было достигнуто за счёт экспортных направлений.

«С апреля – марта объёмы реализации металлопроката более или менее стабилизировались: они составляют от 650–700 тыс. тонн в месяц», – приводит данные по своей компании начальник центра транспортной логистики «Северстали» Александр Беляев. По его словам, экспортные поставки составляют сейчас 60–70% объёма выпуска компании. Раньше на экспорт уходило около 30% продукции. «Практически всё, что отправляем на экспорт, идёт по себестоимости. Мы соглашаемся на это, чтобы поддерживать производство». Внутренний рынок, по словам Александра Беляева, «застыл»: «Северсталь» реализует внутри страны ежемесячно около 200–250 тыс. тонн продукции.

Начальник отдела международных отношений и связей с инвесторами «Мечела» Александр Толкач также отмечает изменения в структуре поставок в пользу направлений, ведущих за границы страны: «Ранее соотношение между экспортом и внутренним рынком было 50 на 50. Но в связи с падением спроса в стране отгрузки за рубеж у «Мечела» возрастают».

Начальник управления железнодорожного транспорта Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Четвериков объясняет пониженный интерес потребителей к металлопродукции на внутреннем рынке плачевной ситуацией, сложившейся в российском автопроме. Тем не менее, утверждает он, по сравнению с ноябрём 2008 года, когда комбинат отправлял 400 тыс. тонн продукции, НЛМК увеличил объём перевозок в два раза. «Если сравнивать с прошлым годом вообще, то в целом мы на том же уровне», – говорит Владимир Четвериков.

Перевозки

Соответствующим образом выравнивается и рынок перевозок металлов.

«По сравнению с октябрём ситуация заметно улучшилась», – рассказывает генеральный директор «ММК-Транс» Юрий Чмелёв. Он утверждает, что производители смогли договориться и с поставщиками, и с покупателями, что привело к некому росту перевозок на экспортных направлениях. «Мы, например, снизили цену на перевозки, причём предоставляем большую скидку, если компания обеспечивает обратную загрузку, что встречается всё чаще», – говорит г-н Чмелёв.

«Нельзя не отметить, что железные дороги входят в наше положение и подстраиваются под нас , – говорит Владимир Четвериков из НЛМК. – Я сужу по Юго-Восточной магистрали, которая идёт на посуточное планирование, понимая, что мы работаем в жёстких условиях. Но при этом, конечно, есть и вещи, которые нас душат, – например ограничения по отгрузке.

Это консерватизм, который откровенно мешает и не нужен никому. Иногда из-за того, что не можем погрузить два-три вагона, не можем отправить маршрут. Ну как при отгрузке 600 вагонов в сутки можно точно уложиться в подобные рамки? Это выбивает нас из колеи. Тут решения должны приниматься на ходу».

Переориентация на экспорт повлекла за собой и изменения направлений грузопотоков: теперь они тяготеют к морским портам. В выигрышной ситуации при этом оказываются компании, ранее вложившие средства в приобретение собственных портовых мощностей.

«Мы перестроились. У нас есть собственный терминал в Санкт-Петербургском морском торговом порту («Нева-Металл». – Ред.), который сейчас загружен на 100%», – напоминает Александр Беляев из «Северстали». «В прошлом году компании хватало только своего терминала, но в этом приходится подключать и соседние. Около 180 тыс. тонн забирают свои мощности, и примерно 70 тыс. тонн грузим через другие терминалы «Морского порта Санкт-Петербург».

И "Мечел", по словам Александра Толкача, для экспорта «хорошо приспособлена». «Собственно говоря, для этого мы покупали порт Посьет в Приморском крае, порт Камбарку в Удмуртии и «Темрюк-Сотра» на Таманском побережье Азовского моря».

В общем, утверждает Владимир Четвериков, необходимость изменить логистику компанию не пугает, наоборот, то, что добывается в Якутии, как раз удобнее вывозить на экспорт, чем везти в Россию.

Что касается готовой стальной продукции, то основные рынки сбыта у НЛМК – Западная Европа, и показатели продаж там увеличились.

Перспективы

Однако в целом география экспортных перевозок, как отмечают игроки рынка, переориентировалась на Китай. «Несколько лет поставки туда шли крайне вяло, а сейчас, по сути, за счёт этой страны экспортные объёмы хотя бы не продолжают падение», – утверждает Юрий Чмелёв из «ММК-Транса».

Однако тяготение к одному рынку ставит металлургов в уязвимое положение. «Многие сейчас опасаются того, что Китай введёт эмбарго на российский металл и тогда рухнет абсолютно всё. Потому что внутри страны возить нечего – для этого надо строить что-то помимо Сочи», – говорит источник в одной из частных компаний.

Для того чтобы стабильность стала реальной и уверенной, необходимо развивать спрос на внутреннем рынке, закладывая тем самым прочную основу для увеличения роста перевозок. «Мы слишком сильно зависим от решений правительства по выводу из кризиса промышленности», – говорит представитель одной из компаний.

Надежд на подъём внутреннего рынка пока мало кто питает. «Мы, например, перестали доставлять грузы на вагоностроительные предприятия, что раньше составляло существенную часть внутренних перевозок», – рассказывает источник в компании, оперирующей парком в несколько тысяч вагонов (о ситуации в вагоностроительной отрасли можно прочитать на стр. 1).

Таким образом, пока металлурги стараются рассчитывать на свои силы и продолжают урезать издержки.

Александр Беляев из «Северстали» приводит такой пример: «У нас есть Белоручейское рудоуправление, к которому нет железной дороги, поэтому приходилось использовать перевозки по реке, а это можно делать только во время навигации. Мы использовали не только известняк, добытый там, но также покупали сырьё у сторонних производителей. Теперь же от услуг третьих лиц мы отказались и используем только своё производство».

Клим Палеха

Александр Панченко

"Гудок"

02 декабря 2012
Новый стан холодной прокатки запустил КЗОЦМ ОАО «Кировский завод по обработке цветных металлов» (КЗОЦМ, предприятие перерабатывающего комплекса УГМК) 9 июля 2009г. ввело в промышленную эксплуатацию стан холодной прокатки «Кварто-160» и линию резки особо тонких лент, сообщила пресс-служба УГМК.
18 октября 2012
НКМК освоил выпуск новой стальной продукции Произведена первая партия мелящих шаров особо высокой твердости на Новокузнецком металлургическом комбинате (группа «Евраз») передает ТВН.
13 августа 2012
Правительство РФ поддержит экспорт продукции горно-металлургической отрасли Распоряжением правительства Российской Федерации от 27 июня 2009 г. N 893-р расширен перечень промышленной продукции (утвержденный распоряжением правительства Российской Федерации от 21 сентября 2004 г. № 1222-р) при осуществлении -->>
@ 2007 ЗАО "Метал-Стил",
г.Магнитогорск
Карта сайта